МОУ «ЦО №2» г. Ясногорска

Памятка пешеходам

 

«Мама, ведь то, что мы переходим

на зелёный свет - это не гарантия.

У нас просто больше шансов выжить».

Красный свет – дороги нет. Я это усвоил с детства. Мне трудно вспомнить, какой это был год. Может 1970, а может 71. Но я хорошо помню, что в нашем славном городе Миассе (городе напильников, автомобилей и ракет) тогда, а может быть позже, был всего 1 светофор на перекрестке проспекта Автозаводцев и улицы Победы, считай на другом конце города.

Теперь мне за 40. Дочь пришла из садика и заявила: «Красный свет – дороги нет!». И я схватился за голову. Прошло почти 40 лет, а дети все также заучивают правило, которое никогда не было истиной.

1.      Самый безопасный переход – подземный или надземный.

2.      Если в пределах видимости есть пешеходный переход, переходить дорогу можно только по нему.

3.      На перекрестках дорогу переходим по линии тротуаров или обочин.

4.      Не уверен – не переходи. Ждите, поток автомобилей не вечен.

5.      Перед переходом смотрим и направо, и налево. Автомобиль может появиться с любой стороны, если его водитель нарушает ПДД. Во время перехода контролируем обстановку и справа, и слева постоянно.

6.      Чем меньше ваше время пребывания на проезжей части, тем меньше вероятность попасть под автомобиль. Нельзя играть на дороге, нельзя переходить дорогу наискосок, нельзя переходить дорогу медленно.

7.      Дорогу надо переходить быстрым шагом.

8.      Бегом через дорогу – нельзя. До начала перехода человек должен оценить расстояние до приближающегося автомобиля и его скорость. Если пешеход ошибся и начал переход, у него есть возможность перейти на бег и избежать наезда. Если человек изначально рассчитывает на бег, то в случае неправильной оценки скорости и расстояния шансов у него мало. Часто можно видеть, как пешеход начинает переход шагом, а заканчивает бегом. Так делать нельзя – привыкните, и запаса времени в один прекрасный момент может не хватить.

9.      Если вы начали переход и вдруг засомневались, достаточный у вас запас времени или нет, то ни в коем случае нельзя метаться. Так вы увеличиваете время нахождения на проезжей части, причем это время отмеряет приближающийся автомобиль. Лучше перейти на бег. За рулем автомобиля – не монстр, а такой же человек, давить он вас не собирается – притормозит. Хуже, если за рулем неадекватный водитель, например, в состоянии опьянения, который может запросто перепутать педали. Не уверен – не переходи.

10.  Резкое торможение автомобиля запрещено Правилами. Оно небезопасно – автомобиль может уйти в занос, при резком торможении предметы и люди в салоне могут совершенно произвольно перемещаться. Если перед опытным водителем на дорогу выскочил котенок и смотрит в глаза опытному водителю безвинными голубыми глазками, то опытный водитель его задавит – так безопаснее для него и окружающих. Неопытный в этой ситуации непредсказуем. Весь разговор к тому, что обстановка на дороге может измениться в любую секунду. Ваши действия на дороге должны иметь определенный запас по времени. Если вы просчитали траекторию движения приближающегося автомобиля, то ваше предсказание сбудется только на 99%. 1% может сыграть очень злую шутку.

1.      Зеленый свет разрешает переходить дорогу, но не обязывает это делать немедленно. Необходимо убедиться, что вам эту дорогу уступили, и, что вы успеете перейти дорогу полностью, пока вам не загорится красный свет. Например, автомобиль, который въехал на перекресток на зеленый свет, обязан с него выехать при любом сигнале светофора. Т.е. когда вам уже горит зеленый, ваш путь может пересечь автомобиль, которому также разрешено движение, как и вам. Конечно, водитель уступит вам дорогу, если вы ринетесь на проезжую часть, но в такой ситуации не стоит злоупотреблять правом.

2.      Не надейтесь остановиться на середине дороги, когда вам загорится красный. Когда машины трогаются со светофора – это не страшно. Страшно стоять между двумя встречными потоками, когда все автомобили с перекрестка уже уехали, а подъезжающие к перекрестку автомобили и не думают притормаживать. Питаете иллюзии? В городе разрешенная скорость – 60 км/час, а скорость, с которой инспектора ГАИ начинают наказывать водителей, – 70 км/час. Это почти 20 метров в секунду. Водители запросто превышают и этот порог, чтобы не останавливаться на перекрестке. Если оказались в такой ситуации, стойте не шелохнувшись. Отреагировать на ваши движения водители не успеют.

3.      Оптимально начать переходить дорогу, когда вам только что загорелся зеленый, и вам все автомобили уступили дорогу. Ни в коем случае не начинайте переход, когда зеленый светофор начал мигать.

4.      Переходить дорогу на красный свет запрещается. Если вам загорелся красный, а вы только вступили на проезжую часть – немедленно возвращайтесь назад. Если до середины дороги ближе, быстрым шагом – туда, из двух зол выбираем меньшее. Если середину дороги миновали, вы имеете право закончить переход, но внимательно глядите за водителями. Заканчивайте переход, если убедились, что дорогу вам уступили. Особое внимание на Газели, грузовики, автобусы. Ваше появление из-за них может стать полной неожиданностью для водителей, двигающихся по соседней полосе. Если у вас есть сомнения в безопасности вашего дальнейшего перехода – стойте напротив стоящего автомобиля, не обращая внимания на гудки, речь и нервные жесты водителя.

5.      На нерегулируемом пешеходном переходе автомобили должны уступить вам дорогу. Но начинать переход можно только, если вы убедились, что дорогу вам уступили. Если водитель автомобиля и не думает останавливаться, а вы вступили на проезжую часть, то Правила нарушаете вы оба. В таких ситуациях инспектора ГАИ штрафуют только водителей, т.к. у них всегда с собой документы. Как следствие, у пешеходов создается иллюзия, что всегда виноват водитель.

6.      Если на нерегулируемом пешеходном переходе вам уступает дорогу автобус, грузовик или маршрутка, будьте внимательны: за ними могут двигаться другие автомобили, водители которых вас не видят.

7.      Если до пешеходного перехода недалеко, не ленитесь. Если на дороге есть разделительная полоса (газон, бульвар, или просто нарисованы сплошные линии по середине дороги, между которыми может проехать автомобиль), то переходить такую дорогу разрешается только по пешеходному переходу. Если инспектор застанет вас вне перехода, то выпишет штраф.

8.      Если при переходе вы услышали вой сирены приближающегося автомобиля, постарайтесь как можно быстрее покинуть проезжую часть.

9.      Ночью водителю очень сложно заметить пешехода. Вступайте на проезжую часть только после того, как автомобиль явно замедляет ход, чтобы вас пропустить. С видимостью во время сумерек дела обстоят еще хуже. Глаз водителя не успевает привыкнуть к уменьшению или увеличению естественного света, из-за чего заметить препятствие на дороге или пешехода на переходе очень затруднительно.

10.  Различайте ночью желтые и синие фары. Синие (ксеноновые) лампочки могут быть установлены тупым водителем самостоятельно. Различить их можно почти сразу – смотреть в сторону такого автомобиля очень больно для глаз. Угроза вашей безопасности в том, что свет от таких фар имеет очень большой контраст на границе света и тьмы. Если вы перешагнете эту границу, то ваше появление будет полной неожиданностью для тупого водителя.

11.  Пешеход очень плохо чувствует габариты. Все сталкивались с тем, что люди с ранцами за спиной в общественном транспорте очень сильно могут толкнуть, про бабушек с тачками, колеса которых наезжают всем на ноги, ходят анекдоты. К сожалению, подобная проблема существует в отношении детских колясок. Мамаши перед переходом выталкивают коляску на проезжую часть, сами оставаясь на тротуаре.

12.  Штраф для пешехода – крайне опасная процедура. В отличие от водителей, у пешеходов нет обязанности иметь при себе документы, с помощью которых можно установить личность. В результате инспектор не сможет составить протокол, т.е. последует доставление пешехода в отделение милиции, и задержание его там на 3 часа до выяснения личности. С точки зрения Закона доставление и задержание – это не наказание, это – мера обеспечения. Попасть в милицию на одну скамью с бомжами за переход дороги…

13.  Не обходите ни автобус, ни трамвай ни спереди, ни сзади. За ними может оказаться автомобиль, который нарушает Правила. Как уже было сказано, скорость, за которую инспектора штрафуют водителей в городе – 20 метров в секунду. Если исправный автомобиль, за рулем которого водитель с хорошей реакцией, движется с такой скоростью по сухому асфальту, то для его остановки потребуется минимум 40 метров. Это больше чем длина двойного трамвая.

14.  Прежде чем перейти дорогу, посмотрите внимательно на автомобили. Если к переходу приближается автомобиль с включенной аварийной сигнализацией, может, стоит сознательно отказаться от преимущественного права перехода через проезжую часть? Автомобиль наверняка неисправен, уверенности, сможет ли он затормозить, у вас нет. Стоит ли рисковать?

Аналогично, стоит ли рисковать, если к переходу приближается тягач с крупногабаритным или тяжелым грузом, автобус с детьми, автомобиль, буксирующий другой автомобиль и т.д.

15.  Если трамвайные пути проходят посередине проезжей части, а остановка не огорожена, безопаснее ждать трамвай на тротуаре.

16.  Автобус остановился на конечной остановке. Почти всем вышедшим пассажирам – на другую сторону улицы, до пешеходного перехода далеко, а поток машин – не иссякаем. Вот один гражданин сделал шаг на мостовую, потом второй – два шага, и вот все стадо ринулось через дорогу. Поток машин в изумлении останавливается. Не будьте стадом, будьте людьми.

17.  Если вы просто стоите на остановке и ждете автобус или маршрутку, не надо подражать тем, кто в неконтролируемом взрыве эмоций выскакивает чуть ли не на середину проезжей части. Такие действия появление нужной таблички на лобовом стекле виднеющейся вдали маршрутки не вызовут, а вот риск попасть под колеса возрастает многократно.

18.  Двигаясь по тротуару, постарайтесь идти как можно дальше от проезжей части.

19.  Когда на дороге отсутствует тротуар, а обочина – сплошная грязь после дождя, или засыпана снегом, идти приходится прямо по проезжей части. В таких случаях следует идти навстречу потоку автомобилей, т.е. по левой стороне дороги. При приближении автомобиля – сделайте шаг в сторону – на обочину. Если вы оказываетесь в такой ситуации постоянно, то одевайте яркую одежду. Лучше, если цвет одежды будет салатового цвета под цвет жилеток ГАИ или ярко оранжевого под цвет жилеток дорожников. В крайнем случае, на одежде должны быть белые световозвращающие полосы.

20.  Куртки, футболки и прочая одежда салатового цвета – самая безопасная для детей. Водители реагируют на этот цвет мгновенно, перенося ногу с педали газа на педаль тормоза, т.к. световозращающие жилетки инспекторов ГАИ имеют именно такой цвет. Если вы регулярно возите детей на автомобиле, купите им игрушки того же цвета. Брошенные под заднее стекло, они выделят ваш автомобиль из общего потока и защитят от удара сзади.

21.  Помните, что в определенных случаях автомобилям можно заезжать на тротуар, например, если на нем разрешена стоянка, или для проезда грузовиков с продуктами к магазину.

22.  Если у автомобиля сзади загорелись белые огни, значит, у него включена задняя скорость. Будьте осторожны, водитель, конечно же обязан уступить вам дорогу при движении задним ходом, но он может вас просто не увидеть.

23.  Два человека идут по проезжей части в жилой зоне. Один справа, другой слева. Имеют право – по проезжей части в жилой зоне ходить можно. К ним подъезжает автомобиль, пешеходы встают справа и слева, пропуская его. На их взгляд, ширина дороги между ними достаточна для проезда автомобиля. А реально? Легковой автомобиль весит около 1 тонны. А крепкий человек – около 100 кг. Их контакт даже на малой скорости автомобиля будет крайне болезненным для человека. Потом водителя накажут, но это потом. А больно будет сейчас. Никогда не образуйте «живой коридор».  Неопытный водитель может понадеяться на вас, и совершить ошибку. Если на ваш взгляд места для проезда автомобиля достаточно, сделайте хотя бы еще один шаг в сторону от него.

24.  Вы хотите перейти дорогу в неположенном месте, а добрый водитель вдруг остановился и вас пропускает. Не обольщайтесь. Водитель – злой, коварный человек, преследующий свои цели. С одной стороны, он отлично видит, что вы нарушаете Правила. С другой стороны, ему надоели неадекватные личности среди водителей – вон их сколько на затонированных автомобилях, автомобилях с прямоточным глушителем, подрезающих, обгоняющих, просто пьяных.

Уступая вам дорогу, водители усыпляют вашу бдительность. Рано или поздно на месте «добрых дядей» появится отморозок, а вы, привыкнув к доброте водителей, шагнете на мостовую. Встреча неизбежна. Вот так добрячки избавляются от нарушителей среди водителей и пешеходов.

25.  В вашей семье есть старенькие бабушки и дедушки? Пожалуйста, напомните им, как правильно переходить дорогу. Зачастую эти люди неправильно реагируют на изменившуюся обстановку. Например, в их головах четко сидит, что на зеленый сигнал светофора можно идти, а на цифры, отсчитывающее время до окончания зеленого сигнала, реакции никакой. В результате через секунду после того, как они вступили на проезжую часть, им загорается красный, но они смотрят к себе под ноги, а не на светофор.

Впрочем, если их травмы вы хотите превратить в один способов заработка, рассчитывая содрать побольше денег с водителя, под колеса которого попадут ваши старики, не удивляйтесь, когда не найдете сочувствия у близких и друзей. Они тоже прочитали эту памятку, и знали, что все зависит от вас.

26.  Не оставайтесь безучастными, когда дети или старики на ваших глазах не верно оценили обстановку и собрались переходить дорогу в опасной ситуации.

В Британии на могиле одного пешехода есть надпись "Он был прав".

© Панченко Ю.А.